21 февраля 2017 года учителя школы собрались на заседание педагогического совета по теме «Сингапурские практики в обучении». В нашей школе отдельные приёмы сингапурских практик используются некоторыми учителями уже с прошлого учебного года. Инициаторами внедрения сингапурских практик в педагогическую работу стала инициативная группа в составе учителей истории супругов Воробьёвых-Исаевых и заместителя директора, учителя английского языка Поданёвой Н.В. Их силами была организована работа проблемно-творческих лабораторий по обучению данным практикам желающих учителей, которые и стали «пионерами» по внедрению в практическую работу этих практик. Заключительным продуктом работы проблемно-творческой лаборатории стала организация и проведение данного педсовета.
В начале заседания учителя истории Воробьева-Исаева Л.Ф. и Воробьев-Исаев А.А. рассказали об истории возникновения Сингапурской системы обучения. Практика взаимообучения в школе оказывает свое влияние на то, что юные граждане Сингапура показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам. Согласно данным исследования PIRLS, уровень функциональной грамотности здесь – один из высочайших среди всех стран. В 2008 году консалтинговая компания McKinsey назвала сингапурскую систему школьного образования самой эффективной в мире. Несмотря на то что в городе-государстве Сингапуре всего 350 школ и классы переполнены, в 2007 году международная компания IMD пришла к выводу: сингапурские школы дают образование, которое лучше, чем в других странах, отвечает требованиям глобальной экономики. Эта система очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Создавая данную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт. Главное – коллективное, или кооперативное, обучение.
В 2013 году в Министерстве образования и науки Республики Татарстан подписано соглашение с сингапурской компанией «Educare»: учителям Татарстана предложили обучение по методикам компании. Причем преподаватели и методисты учились не только у методистов из Казани, но и у носителей методики в Сингапуре.
Программа состоит из пяти модулей: тенденции развития образования в XXI веке, развитие критического мышления у школьников, проблемное обучение, совместное групповое обучение, формирование инновационных педагогических коллективов. Работа в парах или группах дает возможность ученику научить своего товарища тому, что знает сам, получить в случае необходимости консультацию, высказывать свою точку зрения, формировать позитивное отношение к изучаемому предмету.
Затем выступили учителя — предметники, которые рассказали о приемах, применяющихся ими на своих уроках. Учитель английского языка Шум С.Н. познакомила собравшихся с приемом КЛОК БАДДИС – «друзья по часам (времени)» — структура, предназначенная для образования случайных пар для эффективного взаимодействия. Учащиеся заранее назначают своих партнеров на 3, 6, 9 и 12 часов. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить решение домашнего задания, повторить диалог, поработать над незнакомым текстом, проверить у друг друга словарные слова. В зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.
Арищина Е.М., учитель математики при повторении закреплении изученного материала организует совместную деятельность учащихся. Такая совместная деятельность стимулирует их заинтересованность и одновременно готовит к нетрадиционным формам обучения. Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть “shoulder partner” («партнер по плечу») и “face partner” («партнер, который сидит напротив»). Каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из двустороннего ламинированного А-4. Дальше применяется прием ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН — «подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают его, а затем по очереди обсуждают свои ответы в команде.
Елецкая Г.И., учитель русского языка и литературы, применяет на уроках обучающие структуры: ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН – « встать – сесть» — если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД («опроси-опроси-обменяйся карточками» — структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме). Ребята работают в парах по плечу. Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами.
Учитель географии Григорьева О.В. рассказала о приеме ТИК – ТЭК – ТОУ – «крестики – нолики» — структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Сначала учитель предлагает структуру ДЖОТ ТОТС. Из одного листочка получить 16. Каждый участник команды берет 4 листочка бумаги. На каждом листочке бумаги записывают слово, проговаривают, кладут на центр стола лицевой стороной вверх, повторяют по кругу, пока не используют все листочки. Учитель дает 1 минуту, чтобы обсудить какие 9 листков они оставят на столе. Время вышло. Перемешивают листочки и перемещают 9 листочков в формате 3×3. Каждый участник команды выполняет задание учителя, например, составить предложение, используя любые три листка на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали). На выполнение задания можно дать 2 – 3 минуты. Правильность выполнения задания можно проверить с партнерами по лицу.
Учитель русского языка и литературы Галявина М.В. проводит рефлексию в конце урока с помощью кубика, на котором написаны основные разделы пройденной темы на уроке. Каждая группа придумывает вопросы для другой группы по теме, которая выпала им при бросании кубика.
И в заключение заместитель директора по УВР Поданева Н.В. подвела итог педсовета, поблагодарила всех за проделанную работу и пожелала всем плодотворной работы и создания на уроках условий для формирования нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной личности. При этом надо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничать с людьми.