История школы


 

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

школаСогласно данным Государственного архива Томской области Каргасокская средняя школа № 1 была открыта в 1924 году. За годы существования школы проводились преобразования, в связи с чем менялись её названия.

1937 год – август 1944 года

Каргасокская средняя школа № 1 отдела народного образования Каргасокского райисполкома с. Каргасок Нарымского округа Новосибирской области.

август 1944 года – 28 января 1992 года

Каргасокская средняя школа № 1 отдела народного образования Каргасокского райисполкома с. Каргасок Каргасокского района Томской области.

28 января 1992 года – 25 августа 1995 года

Каргасокская средняя общеобразовательная школа № 1 отдела народного образования Каргасокской районной администрации с. Каргасок Каргасокского района Томской области.

25 августа 1995 года – 17 мая 2001 года

Муниципальное общеобразовательное учреждение Каргасокская средняя общеобразовательная школа № 1 отдела образования Каргасокской районной Администрации с. Каргасок Каргасокского района Томской области.

17 мая 2001 года – 11 ноября 2005 года

Муниципальное общеобразовательное учреждение Каргасокская средняя общеобразовательная школа № 1 Управления образования, опеки и попечительства Администрации Каргасокского района с. Каргасок Каргасокского района Томской области.

11 ноября 2005 года — 18 декабря 2011 года

Муниципальное общеобразовательное учреждение Каргасокская средняя общеобразовательная школа № 1 Управления образования, опеки и попечительства муниципального образования «Каргасокский район» с. Каргасок Каргасокского района Томской области.

19 декабря 2011 года — 04 февраля 2013 года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каргасокская средняя общеобразовательная школа № 1 Управления образования, опеки и попечительства муниципального образования «Каргасокский район» с. Каргасок Каргасокского района Томской области.

05 февраля 2013 года — по настоящее время

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каргасокская средняя общеобразовательная школа-интернат № 1 Управления образования, опеки и попечительства муниципального образования «Каргасокский район» с. Каргасок Каргасокского района Томской области.

Первая школа в Каргаске была открыта в 1888 году, через 250 лет после основания Каргаска. Это была церковно-приходская школа. Обучалось в ней всего 18 человек. Занятия проводил псаломщик Макаров. В начале 20х годов эта школа сгорела, и ученики учились в частных домах в Старом Каргаске.

В 1931 году в Старом Каргаске, где в то время был центр села, открылась семилетняя школа. Она носила имя А.М. Горького.

В 1936 году школа стала средней, где обучались ребята из Каргасокского и Парабельского районов.

Первый выпуск 10го класса был в 1938 году, выпускников было 10 человек. Из 10 выпускников 6 человек стали учителями.

1938 год — первый выпуск

  1. Гаевский Михаил Николаевич — учитель
  2. Сергеев Алексей Иванович — учитель
  3. Щепёткин Семен Васильевич — учитель
  4. Макаров Михаил Петрович — учитель
  5. Батурин Полуэкт Петрович
  6. Луговской Константин Петрович
  7. Смолянинов Леонид Иванович
  8. Бабанова Раиса Федоровна — учитель
  9. Шеблыкина Антонина — учитель
  10. Зензин Михаил

Классный руководитель первого выпускного класса — Нина Николаевна Ржанникова (Демурова).

Конец 30-х годов. Период сталинских репрессий. Сначала снимали со стен портреты «врагов народа» или выцарапывали их изображения в учебниках, а потом стали «исчезать» и учителя: Ольгович-Жданенко Игорь Владимирович — учитель истории и литературы, как «польский шпион»: несколько преподавателей немецкого языка и другие.

В школе обучались и дети «врагов народа», сосланные вместе с родителями из разных уголков СССР.

Средняя школа в Каргаске по улице Красноармейской (где сейчас находится стадион) была построена в 1940 году, её первым директором был Трегубов Фёдор Фёдорович, погибший в годы Великой Отечественной войны.

Первые выпускники КСОШ сражались на фронтах Великой Отечественной войны и многие из них погибли на полях сражений:

  1. Полесовщиков Николай Евлампьевич (1922 — 1944 гг.)
  2. Васильев Владимир Иванович (1924 — 1942 гг.)
  3. Бурдаков Борис Арсентьевич (1923 — 1943 гг.)
  4. Былин Виталий Федорович (1925 — 1944 гг.)
  5. Былин Герман Федорович (1923 — 1944 гг.)
  6. Былин Евгений Федорович (1920 — 1944 гг.)
  7. Былин Михаил Федорович (1917 — 1941 гг.)
  8. Луговской Константин Петрович
  9. Дубицкий Виктор Семенович (1923 — 1942 гг.)
  10. Любченко Виктор Корнилович (         — 1943 г.)

Курск.

  1. Шамшур Борис Максимович (1921 — 1942 гг.)
  2. Кривошеин Герман Иванович (1918 — 1943 гг.)
  3. Нестеров Гавриил Назарович (1925 — 1944 гг.)
  4. Нестеров Иван Назарович (         — 1944 г.)
  5. Болотов Михаил Васильевич (         — 1944 г.)
  6. Сорокин Вениамин Григорьевич (1921 -1944 гг.)
  7. Еремин Василий Васильевич (1923 — 1943гг.)

Смоленская область

  1. Серяков Александр Феоктистович (1923 — 1944 гг.)
  2. Правдин Борис
  3. Марьин Анатолий Петрович (1922 — 1943 гг.)
  4. Батурин Феодосий Петрович (1919 — 1942 гг.)
  5. Земеров Прокопий Платонович (         — 1941 г.)
  6. Ушаков Георгий
  7. Шантуров Анатолий

Приметой 50-х годов стало развитие трудового обучения. Школа стала называться средней трудовой. Учащиеся вместе с учителями выезжали на сельскохозяйственные работы, собственными силами построили спортивный зал (позднее там находилась ДЮСШ), были открыты школьные мастерские.

Сильная художественная самодеятельность — это важный признак школы во все времена. В 50-ые годы драматический коллектив ставил 1-2 спектакля в год.

В 1953 году в школе была введена хорошая традиция — проведение слётов лучших учащихся.

По инициативе исторического кружка и директора школы Кокорина Бориса Григорьевича 18 октября 1967 года в парке «Юность» (в настоящее время парк «Победы») был открыт памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В 1965 году по инициативе старшеклассников, учащихся музыкальной школы Куринович Л. и Лебедева Ю. организован замечательный инструментальный ансамбль, солисткой которого была Галина Кошкина (Ермакова).

1 сентября 1969 года в школе был торжественно открыт музей. Его основателями были преподаватель истории и географии Кокорин Б.Г. и Рудский В.Г.

1972 год. По инициативе учителя физкультуры Годованного В.И. создан стройотряд «Старт». Старшеклассники-спортсмены заливали фундамент на различных строительных объектах Каргаска. Много тренировались, совершенствуя своё спортивное мастерство, а так же активно отдыхали. Стройотряд работал в течение 6 лет.

1973 год — начало творческой деятельности ВИА школы № 1. Шесть составов ВИА, меняя друг друга в 70-е годы, совершенствуя свое мастерство, завоевали популярность и любовь всей молодёжи Каргаска. Музыкантами в разные годы были учащиеся старших классов: Щеголев П., Лупанин И., Кабыш В., Лотов С., Прудников С., Смирнов С., Мусатов В. Солировала Екатерина Мартышина (Аксиненко). Ребята выступали не только в школе на праздниках, но и в Районом Доме Культуры на всех дискотеках.

70-е – 80-е годы. Победы на всех конкурсах агитбригад художественной самодеятельности. Творческим коллективам школы № 1 не было равных во всём районе.

Весной 1981 года распахнула свои двери учащимся новая трехэтажная школа в кирпичном исполнении.

14 выпускников из нашей школы проходили службу в составе ограниченного контингента Советских войск в Афганистане (1979 г. — 1989 г.).

Трое из них не вернулись.

  1. Егоров Станислав Владимирович (1966г. — 31.05.1987г.)
  2. Борзилов Олег Михайлович (1967г. — 29.05.1987г.)
  3. Филиппи Александр Александрович (1954г. — 11.09.1988г.)

80-е годы — взлёт спортивной жизни школы. В 1985 году 8А класс во главе с Годованным В.И. участвовал во Всероссийских соревнованиях «Старты надежд» в пионерском лагере союзного значения «Орленок».

90-е годы время перемен:

— с 1993 года в учебном процессе, с целью повышения познавательного  интереса учащихся, вводятся спецкурсы;

— с 1995 года организуются гимназические классы;

— с 1996 года – модульное обучение;

Школа выбирает эстетическое направление. Доброй традицией являются такие мероприятия:

— с 1991 года театральные недели;

с 1994 года фольклорный фестиваль;

— с 1995 года фестиваль бального танца.

Туристические слёты еще одна славная традиция школы.

Неоднократно учащиеся школы № 1 принимали участие в археологических экспедициях, проводимых Томским Государственным Университетом и областным краеведческим музеем на территории Каргасокского района (1989, 1990, 1991, 1994…… 1997, 2000, 2006, 2007, 2008 гг.).

С 1996 года — компьютеризация школы.

В 2000 году из 23 выпускников 11Г гимназического класса – 22 поступили в ВУЗы.

2001 год — капитальный ремонт здания школы.

В сентябре этого же года введено профильное обучение в 9 классе (3 часа) по направлениям — гуманитарный, физико-математический, биолого-химический профиль.

2002 год — появляется конкурс «Ученик года».

2003 год — рождение конкурса «Самый Классный классный руководитель». Академией творческой педагогики наша школа удостоена диплома «Школа года — 2003» в числе лучших российских школ. В сентябре 2003 года увеличивается число часов на профилях в 10 – 11 классах до 9, и на каждом профиле выделяются группы: на гуманитарном – социально-гуманитарная и гуманитарно-филологическая; на биолого-химическом – химическая и биологическая; на физико-математическом – физико-техническая и математическая. В этом же году школа начинает активно осваивать на уроках новые технологии. Три секции методических объединений изучили теоретически, закрепили практически и затем знакомили на педсоветах коллег с технологиями, которые призваны повысить качество знаний учащихся и профессионализм учителей, вооружить навыками и умениями самостоятельной, творческой работы и поднять мотивацию учения. МО русского языка и литературы – «Технология развивающего обучения», МО истории и географии – «Метод проектов», МО иностранных языков – «Технология коммуникативного обучения».

2004 год вводятся элективные курсы (с 8 по 11 класс) и факультативные курсы (5 – 7 класс).

Прошла первая школьная «Научно-практическая конференция» которая стала не только традиционно ежегодной, но и послужила отправной точкой для районной конференции.

2004 – 2005 учебном году школа приняла участие в областной программе эксперимента по введению профильного обучения.

2005 год — в январе прошёл тренинг «Капитализация педагогических практик» для учителей района, а так же «Капитализация истории или история как ресурс развития теории» для учащихся района (организатор В.М. Зарубина, М.В. Балашкина). Данный тренинг дал старт районному проекту «Прощение и память». Одновременно разрабатывается школьный образовательный проект «Сокровища реки Тым».

2006 год – открыт «Военно-патриотический клуб». Для него специально был выделен 37 кабинет.

В этом же году, 14 октября, состоялось знаменательное событие – «Вечер встречи выпускников, посвященный 75-летию школы». Была подготовлена специальная программа, состоящая из обзорных экскурсий по школе, по музею, экскурсия «Летопись школы». Состоялось открытие выставок «Сокровища реки Тым» и «Звёзды Шайтана». Экскурсии по этим выставкам так же были проведены для гостей из Парабели, Томска и Колпашево.

Этот год ознаменован возрождением двух традиций школы № 1. Первая из них – образовательные экскурсии по родному краю, вторая – участие в археологических раскопках.

С 10 по 17 июля 2006 года прошла экскурсия по реке Тым на теплоходе «Закат». В составе отряда были ученики 7-8 классов, учителя истории и географии и знаток района В.И. Михайлов.

Десять юных следопытов музея участвовали в археологической экспедиции в устье р. Таган Кожевниковского района Томской области, проводившейся в рамках проекта «Томское Приобье в Панораме тысячелетий». Работа в летнем лагере дала участникам материалы для продолжения исследований в осенне-зимний период. С некоммерческим партнерством «Общественное молодёжное движение за сохранение историко-культурного наследия «Сибирика» подписано партнёрское соглашение.

2007 год — Образовательный проект «Сокровища реки Тым» со школьного уровня вышел на районный. Была проведена экспедиция на катере «Аврора». В результате были собраны большие материалы по историко-культурному и природному наследию края. Проект стал лауреатом областного гранта по патриотическому воспитанию. Выставка «Сокровища реки Тым» на I Форуме музеев Томской области стала дипломантом I степени.

2009 год — Начал функционировать районный сетевой образовательный проект «Сокровища реки Огненной белки». Первая экскурсия-соревнование состоялась в селе Староюгино. Мероприятие получило высокую оценку и стало с этого времени ежегодным. Каждый год мероприятие прорабатывается во взаимодействии трёх организующих составляющих: сетевой рабочей группы; принимающего коллектива и команд участников. Постоянной является технология включения в проект. Ежегодно координатором является Ресурсно-внедренческий центр инноваций КСОШ-интернат № 1, затем подключается администрация образовательных учреждений, затем педагоги школ и Дома детского творчества, следующими подключается администрация поселений и спонсоры и конечном итоге родители и жители принимающего населённого пункта. В итоге каждое мероприятие приобретает свою неповторимость и имеет неожиданности для участников вплоть до момента их проведения.

2010-2011 учебный год. Школа становиться региональной экспериментальной площадкой по апробации модели интегрированного (инклюзивного) обучения. В школе запускается проект «Школьный пресс-центр», который предполагает выпуск школьной газеты «Пятый угол» и  работу учащихся 7-11 классов в элективном курсе «Теория и практика газетного дела». 

2011 год. По итогам работы года школа включена в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России» (свидетельство № 1363 выдано 04 июня 2012 г). За большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения и в связи с 80-летием со дня образования школа награждена Почетной грамотой Законодательной Думы Томской области (постановление Законодательной Думы Томской области № 4218 от 31.03.2011г). По итогам 2011 года школа вошла в число призеров конкурса «100 престижных школ Сибири», заняв 14 место в общем рейтинге.

10-11 сентября 2011 года на базе школы проведена Всероссийская научно-практическаяконференция «Томский север: земля Каргасокская – боль и гордость России». Данное мероприятие было организовано Администрацией Каргасокского района, Управлением образования, опеки и попечительства, Отделом культуры Администрации Каргасокского района. В конференции приняли участие более 120 человек. Среди них – 65 школьников из Каргаска и Парабели, 6 студентов томских вузов, 4 семинариста, представители четырех университетов, гости из разных городов и зарубежья. Нашу школу представляли 10 обучающихся, из которых 6 стали победителями и призёрами.

2011-2012 учебный год. Пятнадцатый выпуск класса гимназического обучения стал самым результативным за всю историю школы. Он насчитывал 23 обучающихся. На «хорошо» и «отлично» окончили школу 22 человека (95,7%). Кустов Денис, Кривошеева Юлия, Бухарина Валерия, Тарновская Оксана, Слепых Марина, Певченко Елена, Монголин Александр являются золотыми медалистами. Серебряные медали получили Афанасьева Ксения, Киршина Ирина, Герасимов Егор. Всего 10 медалей. Школа становится участником регионального проекта «Развитие медиаобразования в образовательных учреждениях Томской области на 2011-2016 годы».

2013-2014 уч. г. Школьному краеведческому музею присвоено звание «Образцовый школьный музей Томской области 2013 – 2017гг.». Школьной театральной студии «Маски» присвоено звание «Образцовый детский коллектив». По результатам олимпиадного рейтинга школ, который составлял Российский союз ректоров путем анализа данных о 22,6 тысячах дипломантов олимпиад 2012-2013 годов, школа вошла в ТОП-20. Разработана новая программа развития «Школа новых возможностей». Согласно договора с  ОГОУ ДПО «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» школа продолжила работать в статусе областной экспериментальной площадки по теме «Организации интегрированного (инклюзивного) образования». Летом был реализован образовательный проект «Сокровища реки Тым» — сетевой проект, вошедший в Муниципальный Комплекс мер по модернизации системы общего образования Каргасокского района. В проекте были задействованы 10 учащихся и 4 учителя из МБОУ КСОШ-интерант № 1, МКОУ Павловская ОООШ, МКОУ Тымская ООШ. Образовательный десант прошёл через Тымск, Усть-Тым, Нёготка, Напас, Молодёжный. На Всероссийской научно-практической конференции школьников «Юные дарования» в г.Томске из 8 проектов 7 стали победителя и призёрами. Впервые учащиеся школы представляли свои проекты в г.Кемерово на III  Межрегиональной поисково-краеведческой конференции «Сибирия», где 1 из трёх проектов стал победителем, а 2 других награждены Грамотами за лучший доклад. В статусе РВЦИ школа провела:  для обучающихся – 1) Образовательную экскурсию-соревнование «Сокровища реки Огненной белки». 2) Межмуниципальное образовательное событие «Теория и практика газетного дела»; для педагогов – 1) Межмуниципальный семинар  «Организация групповой и парной работы на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

2014-2015 уч.г. Воробьёв-Исаев А.А., учитель истории и обществознания, победил в региональном профессиональном конкурсе «Рыцарь в образовании» и в конкурсе «Учитель года» (на муниципальном и региональном уровнях). 60 учащихся 3-9 классов приняли участие в межмуниципальных телекоммуникационных проектах, организованных специально для одарённых детей центром по работе с одаренными детьми на базе МБОУ «Колпашевская СОШ № 7» по группе муниципальных образований «Северный». Из 12 команд 7 заняли призовые места. 3 учащихся, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью, приняли участие в областной краеведческой конференции обучающихся «История Великой Победы» на базе МБОУ Колпашевская СОШ №7. Из 3 представленных проектов 2 проекта стали призёрами. Участница данной Конференции Мороз Анастасия, ученица 11А класса, представляла Каргасокский район на региональной краеведческой конференции обучающихся «История Великой Победы», где стала победителем. 2 учащихся (Сидорова Т. и Поздеева Н.) стали призёрами регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву и русскому языку. Образцовый детский театральный коллектив «Маски» участвовал в XX Областном фестивале детских самодеятельных театральных коллективов Грим Маски, где был удостоен Диплома в номинации «Актёрский ансамбль», а Полковников Вячеслав и Гордина Диана награждены Дипломами за яркое исполнение роли.

2015-2016 уч.г.  Переход на ФГОС ООО. Воробьёв-Исаев А.А., учитель истории и обществознания, стал финалистом Всероссийского конкурса «Учитель года 2015». Трое учащихся 8А класса – Гнездилова Снежана, Петрова Валерия и Бондарь Виталий — очно приняли участие и стали победителями Всероссийских краеведческих чтений юных краеведов-туристов в г.  Москве (руководители Воробьёв-Исаев А.А., Воробьёва-Исаева Л.Ф.). Они были приглашены на ежегодную торжественную церемонию награждения талантливых детей Томской области «Новогодний фейерверк юных талантов Томской области», которая проходила в декабре 2015г. Стала выходить новая школьная газета «Радуга детства» для учащихся начальной школы (редакторы Крысина Т.А. и Курочкина М.С.). совместно с ОГБПОУ Каргасокский техникум промышленности и речного транспорта началась реализация сетевого образовательного проекта «Школа – техникум – эффективное взаимодействие».  2 педагога истории и обществознания Воробьёв-ИсаевА.А. и Воробьёва-Исаева Л.Ф., заместитель директора по УВР Поданёва Н.В. стали участниками V Международного Форума лидеров образования «Современный урок: новые возможности и результаты». Воробьёв-Исаев А.А. был приглашён на данный Форум в качестве почётного гостя, как финалист Всероссийского конкурса «Учитель года 2015». Он дал открытый урок и мастер-класс. Ученики и учителя школы впервые приняли участие в Акции, проводимой в рамках федерального проекта Молодежного парламента при Государственной Думе «Каждый день горжусь Россией!». В этот день школа стала площадкой проведения Всероссийского теста по истории Великой Отечественной войны. В данной Акции приняли участие 184 человека. Четверо учащихся школы участвовали в V межрегиональной поисково-краеведческой конференции «Сибирия» в Г.Кемерово. Они представляли на суд жюри три проекта, два из которых стали победителями, а один – призёром (руководители Воробьёв-Исаев А.А., Воробьёва-Исаева Л.Ф., Кудряшова Е.Б.).

 

За период существования школы, со дня её открытия, в разное время руководили школой люди, посвятившие всю свою жизнь воспитанию детей.

  1. Трегубов Фёдор Фёдорович /погиб в годы ВОВ/
  2. Саворенко Иван Степанович /историк/ 1939 г. — июль 1941 г.
  3. Борисов Андрей Сафронович — август 1941 г .- июль 1942 г.
  4. Жегарь Николай Карпович — август 1942 г. — август 1943 г. /стал директором после слияния начальной и средней школ/
  5. Михайлова Александра Фёдоровна — сентябрь 1943 г. — сентябрь 1944 г.
  6. Киселева Римма Степановна — сентябрь 1944 г. — август 1946 г.
  7. Медведев Павел Александрович /физик, математик/ — август 1946 г. — июль 1948 г.
  8. Черникова Анна Антоновна /математик/ — июль 1948 г. — август 1951 г.
  9. Васьков Яков Георгиевич — август 1951 г. — январь 1952 г.
  10. Гаевскпй Михаил Николаевич /математик/ январь — июль 1952 г.
  1. Демидов Василий Иванович /историк/ — июль 1952 г. — апрель 1954 г.
  2. Гацко Зоя Абрамовна — апрель 1954 г. — август 1954 г.
  3. Иванчин Геннадий Иванович — 1954 г.- 1959 г.
  4. Моисеев Геннадий Антонович — июль — август 1959 г.
  5. Псахье Григорий Абрамович — август 1959 г. — лето 1963 г.
  6. Черникова Анна Антоновна — август 1963 г. — июнь 1966 г.
  7. Кокорин Борис Григорьевич — июнь 1966 г. — апрель 1968 г.
  8. Шляпина Элеонора Константиновна /математик/ — апрель 1968 г. — …завуч, И.О. директора.
  9. Давыдов Константин Фёдорович, пед. стаж 28 лет /математик, физик/ — апрель 1968 г. — сентябрь 1969 г.
  10. Гордуза Елена Владимировна — сентябрь 1969 г.-1977г. /с 1977 г. — директор Школы Рабочей Молодёжи/
  11. Лайс Рудольф Иванович — июль 1977 г. — 1983 г.
  12. Щепеткин Николай Васильевич /физик/ — июнь 1983 г. — август 1992 г.
  13. Секлицкая Татьяна Александровна — август 1992 г.- 2001 г.
  14. Шамраев Александр Федорович /физик/ — 2001 г.- 2005 г.
  15. Кондратьева Елена Михайловна /биолог/ — 2005 г. — по настоящее время.

Медведев Павел Александрович (1946 — 1948 гг.)

Он, прошедший всю Великую Отечественную войну, оставался очень мягким, отзывчивым человеком. Павел Александрович очень любил детей и даже сам записывал всех желающих детей в школу.

Черникова Анна Антоновна (1948 — 1951 гг., 1963 – 1966 гг.)

О ней вспоминают как о прекрасной, заботливой женщине, очень доброй и терпеливой.

Гаевский Михаил Николаевич (1952 г.)

Михаил Николаевич Гаевский, будучи студентом, разгружал баржы с лесом для карандашной фабрики. После окончания института работал на руднике Темир-Тау, Горная Шория. В конце 1942 года попал на фронт. Боевые действия начал на танке Т-34, был ранен. С 1946 года по 1965 год работал в Каргасокской средней школы № 1, преподавал математику, физику, астрономию, черчение. С 1965 работает и живет в Юрге.

Псахье Григорий Абрамович (1959–1963 гг.

       Григорий Абрамович всё своё время отдавал школе, пыПасхьетался улучшить жизнь школьников. При нём стали возникать новые кружки, в том числе и театральный. По его инициативе были построены спортивный зал при ДЮСШ, теплица и кузница. Под руководством Григория Абрамовича проводились различные праздники, ставились театральные постановки. Теперь ученики ходили в школу не только для получения элементарных знаний, но и на различные мероприятия, в которых сами принимали активное участие. Директор лично контролировал подготовку и проведение всех праздников и вечеров. При Григории Абрамовиче впервые родилась идея проведения ежегодного слета лучших учащихся. Он был очень ответственным директором и запомнился всем, как творческая личность.

 

Кокорин Борис Григорьевич (1966 – 1968 гг.)

Борис Григорьевич Кокорин родился 28 апреля 1929 года в Томске. В детстве увлекался игрой на гармони. В 1955 году он оканчивает с красным дипломом Колпашевский учительский институт по специальности «История». С 1961 года работает в Каргаске, в школе № 1 учителем истории и с 1966 года по 1968 годКокорин – директором. При нём старый гараж превратился в спортивный зал, а стадион ежегодно перед Новым годом превращался в каток.

22 апреля 1964 года по инициативе Бориса Григорьевича в школе создается исторический кружок, ученики которого занимаются исследовательской работой, собирают краеведческий материал по истории родного края, работают в областном архиве. Собранный материал станет основой открывшегося 31 мая 1969 года школьного музея. Ученики Кокорина рассказывали о фронтовиках по районному радио, выступили с инициативой об открытии памятника воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны. В канун 9 мая 1965 года произошла закладка памятника воинам-землякам. 18 октября 1967 года памятник с именами 2618 жителей Каргасокского района, погибших в Великой Отечественной войне, был открыт.

В школе были созданы хор и инструментальный ансамбль.

Честь и Слава Борису Григорьевичу, «посеявшему» столько доброго, разумного и прекрасного!!!

Гордуза Елена Владимировна (1969-1977 гг.)

Гордуза Елена Владимировна закончила Колпашевский учительский институт в 1950 г. по специальности учитель естествознания и географии, затем в 1959 году. — Томский педагогический институт по специальности учитель биологии и химии.

Елена Владимировна начала педагогическую деятельность с 1950 года в школе р. п. Каргаска учителем биологии и химии. С 1963 по 1966 год была утверждена инструктором идеологического отдела Каргасокского РК КПСС. С 1966 года по 1969 год руководила отделом народного образования Каргасокского райисполкома, зарекомендовав себя деловым, ответственным руководителем. С 1969 года по 1977 г. Елена Владимировна возглавляла педагогический коллектив Каргасокской средней школы № 1. Под её руководством школа одна из первых перешла на работу по кабинетной системе, была признана лучшей по организации и оснащению кабинетов, по правильной методике их использования для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Много лет увлеченно и успешно преподавала в школе. Шли уроки, на которых сливались труд учителя с трудом учащихся, в крепком единстве работали мысль, чувство, воля. Это были уроки, на которых в сложном узнавалось простое, в простом постигалось сложное. Елене Владимировне было предложено возглавить районную школу передового опыта. Она останется в памяти её учеников и педагогического коллектива как принципиальная женщина, которая все держит в своих руках, руководит всем сама и не дает никому поблажек.

Лайс Рудольф Иванович (1977 – 1983 гг.)

ЛайсРудольф Иванович родился 30 ноября 1923 года в городе Кингисепп Ленинградской области. Учился в 10 классе, когда ему пришла повестка на фронт. После войны предложили стать директором семилетней школы и учителем начальных классов. Попеременно работал во многих школах области, в том числе и в нашей.

40 лет трудовой деятельности Рудольфа Ивановича посвящено народному образованию. Отличался настойчивостью и прямотой, строгостью и требовательностью. Первый директор, при котором начинает свою работу новое кирпичное здание школы. Она открывается в 1981 году. Директор и все учителя лично обустраивали школу, они делали все для того, чтобы ученики чувствовали себя в новом помещении гораздо лучше, чем в старом.

Щепеткин Николай Васильевич (1983 – 1992 гг.)

Щепеткин

 

Николай Васильевич родился в 1950 году в с. Карга Каргасокского района. После окончания школы поступил на физический факультет Томского университета. По окончании университета приехал работать в Каргасокский район. Николай Васильевич начинал работать учителем физики в п. Молодежный, с января 1977 года был назначен директором второй школы. В июне 1983 года переведен директором школы № 1.

 

  Секлицкая Татьяна Александровна (1992 – 2001 гг.)

СеклицкаяТатьяна Александровна уверена, что на должность директора школы её назначили из-за наличия множества идей и мыслей по поводу развития образования. И она действительно оправдала надежды: во время «правления» Татьяны Александровны в нашей школе появилось много нововведений. Профильное обучение, эстетические классы, студии, конкурсы бальных танцев, театр, гимназические классы, спецкурсы (в том числе и археология — проведение раскопок), автодело, этика, право, журналистика. Введение альтернативных учебников. Первый компьютерный класс. Второе дыхание музея, эстетический блок предметов (в том числе и агитбригады с выездом за пределы Каргаска) – после этих нововведений наша школа стала намного престижней и интересной.

По этому поводу Татьяна Александровна сказала: « В то время, когда я была директором, было очень трудно в финансовом плане. Но всё-таки как-то нашли верный путь, смогли выжить и победить. Работа директора очень сложная, хлопотная, ответственная и требует полной самоотдачи, поэтому времени на личную жизнь мало. Но за время работы директором я стала более терпимой, теперь у меня философский взгляд на каждую сложившуюся ситуацию».

Татьяна Александровна многое сделала для самой школы и для её учеников, от которых мы слышали только положительные отзывы о бывшем директоре.

ШамраевШамраев Александр Фёдорович (2001 – 2005 гг.)

При Александре Федоровиче начался ремонт нашей школы.

За годы работы он зарекомендовал себя как добрый и в то же время справедливый человек.

Александр Федорович работал в УООиП заместителем начальника, но всё равно уделял детям несколько часов своего времени.

В настоящее время является заместителем Главы Каргасокского района по социальным вопросам.

  Кондратьева Елена Михайловна (2005-…)

КондратьеваВ настоящее время школой руководит Кондратьева Елена Михайловна. Она очень талантливый педагог. Дети понимают её с полуслова. Благодаря ей, в нашей школе наконец-то закончился ремонт, и мы теперь работаем и учимся в светлых и уютных помещениях. Елена Михайловна планирует поставить в каждый кабинет компьютеры с выходом в Интернет, а также приобрести интерактивные доски. Если во время «правления» Татьяны Александровны реформы касались морального плана, то при Елене Михайловне они касаются материальной стороны. Школа приобретает новую мебель, оборудование, книги и т.д.

Елена Михайловна в детстве хотела стать врачом или экспертом-криминалистом. Играла на домре. С 20 декабря 1979 года преподавала труды, географию. Также была кинодемонстратором, заведовала теплицей. Биологию начала преподавать с 1983 года. В 2001 году Елену Михайловну наградили отраслевой медалью «Почетный работник образования».

А вот мнение выпускников школы о Елене Михайловне: «Елена Михайловна – хороший педагог, делает всё для того, чтобы ученики знали и понимали её предмет».

Но это не только их мнение, но и наше!

69 выпускников школы, вернулись работать учителями.

Из истории школьного краеведческого музея

  •  У истоков основания нашего музея стоят Борис Григорьевич Кокорин и Валентин Григорьевич Рудский. Борис Григорьевич с 1969 года руководил историческим кружком, материалы которого легли в основание одного из направлений деятельности музея. Ребята и их руководитель были инициаторами создания памятника воинам – землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
  •  Валентин Григорьевич Рудский выпускник нашей школы 1944 г. Участник Великой Отечественной войны. Работал учителем географии и биологии, руководил географическим и фотографическим кружками. Именно он был организатором летних экскурсий-путешествий по родному краю. Во время экскурсии-путешествия по р. Васюган в 1952 году у юных следопытов и их руководителя родилась идея создания школьного музея КСОШ № 1, который изначально задумывался как районный.
  • Школьники под руководством В.Г. Рудского путешествовали в основном по р. Васюган, а также совершали выезды за пределы района. Изначальной целью этих экскурсий было знакомство с родным краем. Однако после возникновения идеи создать музей юные следопыты теперь уже отправлялись в путь с ещё одной целью – собрать экспонаты, первыми из которых стали чучела птиц и бутыли с образцами нефти.
  • Постепенно цели экскурсий стали расширяться и конкретизироваться. В 1966 году следопыты совершили поездку в Новый Васюган. Тайной и не афишируемой целью их руководителя было изучение ссыльных прибалтийцев. Вторая цель, заставившая следопытов и их руководителя ехать «за тридевять земель», была фенология. В.Г. Рудский всерьёз ею занялся и сделал попытку создания на территории Каргасокского района фенологической сети наблюдателей. В Новом Васюгане следопыты осмотрели васюганские биоценозы и насобирали материала для биометрических оценок фенологического состояния лесных трав – сосняков, болот и пойменного леса.
  • Третьей целью было посещение «стоянки древних людей» и культовой лиственницы на Шайтановом мысу в селе Средний Васюган.
  • 31 мая 1969 года музей был торжественно открыт, он стал работать по целому комплексу направлений:
  • Лесная промышленность
  • Сельское хозяйство
  • Отдел нумизматики
  • Уголок природы
  • Школьный отдел
  • Прошлое нашего края
  • Уголок боевой славы
  • Нефтяная и газовая промышленность

  Руководителями музея в разные годы были:

Гришаев В.П. — 1969 — 74 гг.;

Терентьева Н.М. – 1975 -78 гг., 1984 — 94 гг.;

Солоненко Г.А.- 1983 — 84 гг.;

Монголина Н.Г. – 1994 – 2000 гг.; 

Полякова Е.А. – 2000- 01 гг.;

Зарубина В.М. – 2001 – 2005 гг. 
Изменяющееся время ставило перед музеем новые задачи, которые руководителям музея и их следопытам удавалось блестяще осуществить. При В.П. Гришаеве началось изучение палеонтологическо

го наследия края, юные краеведы имели возможность принять участие в археологических раскопках. 

Заслуга Нины Михайловны Терентьевой – создание уголка боевой славы. Нине Геннадьевне Монголиной удалось организовать на территории района несколько археологических экспедиций, принёсших значимые для науки результаты. Работы следопытов музея приобрели научно-исследовательский характер. При Валентине Михайловне З

арубиной углубленно изучалась история школы, активно велась переписка с респондентами, именно она является автором проекта «Память и Прощение».
n  За время существования музея активистами в нём были десятки человек, некоторые связали свою судьбу с учительским призванием и даже вернулись работать в родной музей.

  

За 86 — летнюю историю сложилось много прекрасных традиций, отличающих наше образовательное учреждение от других. Главное – это качественное образование. Это обусловлено тем, что в школе всегда был и есть сильный преподавательский состав: педагоги в основном с высшим образованием, творчески относящиеся к своему делу.

Творческий труд учителей школы удостоен высоких государственных наград. Почетное звание «Заслуженный учитель РФ» имеют педагоги, в разное время работавшие в школе: Андрейчук Александра Ивановна, Зотова Надежда Федоровна, Лактионова Ольга Дмитриевна, Пасько Ольга Михайловна, Рудский Валентин Григорьевич, Шляпина Элеонора Константиновна.

Орденом Трудового Красного Знамени награждена Аксененко Валентина Афанасьевна, медалью «За трудовую доблесть» — Субботина Тамара Степановна. Отличники народного просвещения: 31 человек, 7 педагогов награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» и 6 учителей награждены Почетными грамотами Министерства общего и профессионального образования РФ.

Современные педагоги, а среди них 46 человек — выпускники нашей школы, продолжают славные традиции. Сегодня педагогический коллектив находится в постоянном поиске продуктивных способов организации образовательного процесса, использует широкий спектр педагогических технологий, что дает возможность коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.   

Особо хочется отметить труд В.Г. Рудского и Б.Г. Кокорина, много лет проработавших в нашей школе.

Борис Григорьевич Кокорин был директором школы и руководил историческим кружком, материалы которого легли в основание одного из направлений деятельности школьного музея. 18 октября 1967 года по их инициативе в парке «Юность» (теперь парк «Победы») был открыт памятник воинам — землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Валентин Григорьевич Рудский был организатором летних экскурсий-путешествий по родному краю. Во время такой поездки по р. Васюган в 1952 году у юных следопытов и их руководителя родилась идея создания школьного музея, который изначально задумывался как районный. 31 мая 1969 года был торжественно открыт музей. Большой вклад в дальнейшее развитие музея внесли Н.Г. Монголина, В.М. Зарубина. Сегодня музей успешно возглавляет А.А. Воробьев – Исаев. В 2007 г. в областном форуме музеев наша школа заняла I место.

Традиция проведения экспедиций была возобновлена в 2006 году. Предпринято уже 2 экспедиции по реке Тым. Кроме того, неоднократно ученики нашей школы принимали участие в археологических раскопках, проводимых ТГУ и областным краеведческим музеем на территории Каргасокского района и области (1989, 1990, 1991, 1994, 1997, 2000,… 2007, 2008 гг.).

Сильная художественная самодеятельность – это важная составляющая школы во все времена. Уже в 1950-е годы очень известен был драматический коллектив, который  ставил по одному — два новых спектакля в год. 1970-е годы время расцвета художественной самодеятельности ВИА школы №1 завоевали популярность и любовь всей молодёжи Каргаска. Музыкантами в разные года были учащиеся старших классов: Щеголев Н., Лупанин И., Кабыш В., Лотов С.,Прудников С., Смирнов С., Мусатов В. Солировала Мартышина (Аксиненко) Екатерина. Ребята выступали не только в школе на праздниках, но и в РДК на всех дискетах. Равных творческим коллективам школы №1 не было во всем районе, они побеждали на всех конкурсах агитбригад, художественной самодеятельности в 70 – 80-е годы XX века.

С 1990-х годов эстетическое направление является одним из приоритетных в работе школы. Предметы эстетического цикла являются частью учебного плана. На начальной ступени образования формируются классы эстетической направленности с дополнительными занятиями хореографией, вокальным пением, театральной и фольклорной деятельностью. Учащиеся продолжают обучение в этих классах и в среднем звене. Большое количество вокальных, театральных, хореографических студий создают условия для развития личности ребенка. Доброй традицией являются такие мероприятия, как театральные недели с 1991 года, фольклорные фестивали, фестивали бального танца, конкурсы «Ученик года», «Самый лучший классный коллектив», «Самый классный классный руководитель» и «Учитель года».

Большое внимание в школе уделяется патриотическому воспитанию и спортивной работе. Создание военно-патриотического клуба «Патриот» (2006 г.), встречи с ветеранами, проведение различных совместных акций «Милосердие» формирует активную гражданскую позицию и является обязательной частью патриотического воспитания. В 1980-е годы наблюдается взлет спортивной жизни в школе. В 1985 году 8А класс во главе с В.И. Годованным участвовал во Всероссийских соревнованиях «Старты надежд» в пионерском лагере союзного значения » Орленок». Сейчас в школе постоянно действуют спортивные секции: футбол, баскетбол, волейбол, теннис, лыжи. Ребята участвуют в соревнованиях различного масштаба – от школьных до общероссийских. Так, в сентябре 2008 года победители областного этапа президентских соревнований имели возможность побороться за звание лучшей команды страны в г. Анапа. В итоге ребята вошли в первую десятку по спортивным достижениям, а в смотре художественной самодеятельности стали третьими в стране.

Учебный комитет – давняя школьная традиция, ей более сорока лет. В его состав входят представители от всех классов. Во главе выбирается председатель и два заместителя. Председатель является членом совета старшеклассников.

В школе функционирует детское самоуправление в виде Совета старшеклассников ( 9 – 11 кл.) и детских организаций: «Парус» — начальное звено (1-4 классы) и «Спектр» — среднее звено (5-8 классы).

Основная цель ученического самоуправления – это организаторская деятельность среди учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности.

В целях повышения успеваемости и предупреждения второгодничества в школе в 2006 году создан консультационный пункт для предоставления скорой предметной помощи учащимся. 

Большое внимание в школе уделяется работе с родителями. По инициативе администрации школы и родителей в школе создан Управляющий совет. Целью его создания является совместное решение различных проблем, возникающих у учащихся, родителей и педагогического коллектива школы.

В 2006, 2007 году школа выиграла грант Программы «Помощь детям – сиротам России» в областном конкурсе проектов на оказание социальных услуг детям группы риска. В результате был создан образовательный центр «Вместе», который посещают ученики 5-х классов. Он создает условия для реабилитации 15 детей 10-12 лет и помогает решить педагогические задачи школы, семьи.

С целью повышения познавательного интереса учащихся, с 1993 года в школе вводятся спецкурсы, с 1995 года в школе введено дошкольное обучение. С этого же года также реализуется наряду с общеобразовательной программой гимназическое обучение.

Занятия в гимназических классах предполагают углубленное и расширенное изучение отдельных предметов, образовательных областей или направлений. Два раза в год проводятся конференции классов ГО, на которых учащиеся вместе с учителями и родителями рассматривают широкий круг вопросов: успеваемость, научно-исследовательская работа в научном обществе учащихся, внесение изменений в «Положении о классах ГО». Гимназисты принимают активное участие во всех мероприятиях школьного и районного уровня, занимают призовые места в районных и областных олимпиадах.

С 1996 года введено профильное обучение, которое является средством дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности обучающихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами, намерениями в отношении продолжения образования. В настоящее время прочно вошли в жизнь старшей школы (9-11 классы) следующие профили: гуманитарный, физико-математический, биолого-химический и общеобразовательный.

С 2004 года в школе введена предпрофильная подготовка, цель которой – информирование и ориентация обучающихся 8-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направления для обучения в системе начального или среднего профессионального образования.

В 2004-2005 учебном году школа стала участником областного эксперимента по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования Томской области и была включена в модуль «Разработка и апробация сетевых моделей профильного обучения».

Итогом экспериментальной работы стало создание модели сетевой организации профильного обучения, где наша школа выступает в роли «Ресурсного центра», предоставляя услуги учащимся 9 – 11 классов. Современная школа – сетевой центр, в котором обучаются учащиеся из 17 школ района и социально-реабилитационного центра.

В 1995 г. в нашей школе создан Центр довузовской подготовки. Он имеет договорные отношения со многими высшими учебными заведениями г. Томска. (ТГУ, ТПУ, ТГПУ, ГАСУ, ТУСУР) В соответствии с договорами ВУЗы оказывают школам организационную, методическую и кадровую помощь в обеспечении довузовского образования.

Традиционно выпускники КСОШ №1 успешно поступают в высшие и средние учебные заведения.

Мы гордимся своими выпускниками разных лет:

Горб Галина Петровна — кандидат биологических наук.

Деттерер Аврелий Васильевич, выпуск 1947 года — кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального и дошкольного обучения.

Дмитриева Надежда Ивановна, выпуск 1958 года — Заслуженный учитель России.

Данилевский Юрий Леонидович, выпуск 1952 года – МГУ, доктор наук.

Ершов Алексей Константинович, выпуск 1958 года — главный художник московского журнала «Чудеса и приключения».

Заев Ефим Александрович, выпуск 1953 года (7 классов) — чемпион Сибири по вольной борьбе в 60-е годы, судья «Всесоюзной категории» по вольной и классической борьбе.

Землянухин Юрий Иванович, выпуск 1966 года — чемпион России и СССР но тяжелой атлетике, член московского отделения Союза художников, член Международной ассоциации свободных художников при ЮНЕСКО. Сегодня его работы находятся в частных коллекциях Италии. Франции, Англии, США.

Курбатов Владимир Гаврилович, выпуск 1951 года — инженер-химик, директор химического завода в Калининградской области. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, лауреат Государственной Премии.

Пиннекер Евгений Викторович, выпуск 1944 года — заместитель директора одного из академических институтов в Иркутске.

Плотникова Мария Ермолаевна — доктор исторических наук, профессор исторического факультета ТГУ.

Редько Михаил Иванович, выпуск 1941 года — кандидат математических наук Омского пединститута.

Рудский Валентин Григорьевич, выпуск 1944 года — преподаватель ТГПУ. председатель Фенологической комиссии Томского отдела Российского Географического общества.

Рудский Виктор Валентинович, выпуск 1968 года — доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии факультета региональной политики и международного туризма, проректор по международному сотрудничеству Смоленского гуманитарного университета.

Сергеев Алексей Иванович, выпуск 1939 года — офицер контрразведки «СМЕРШ», офицер УКГБ по Томской области.

Терентьев Николай Леонтьевич, выпуск 1954 года — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики Хабаровского политехнического института.

Шашов Виктор Владимирович, выпуск 1954 года — кандидат технических наук в ТПУ.

Шевкунов А.П. выпуск 1941 года, директор шахты в Кузбассе. Награжден орденами «В. И. Ленина», «Знак почета», кавалер трёх степеней «Шахтёрской славы».

Щеглов Николай Г. выпуск 1939 года — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры радиофизики в ТГУ и это еще не все.

 Школы в в военные годы

Каргасокская школа №1 в военное время