Программа дополнительного образования
Содержание дополнительного образования в школе
Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:
- художественно-эстетическое;
- научно-техническое;
- спортивно-техническое;
- эколого-биологическое;
- физкультурно-оздоровительное;
- туристско-краеведческое;
- военно-патриотическое;
- социально-педагогическое;
- культурологическое;
- правовое.
Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.
В нашей школе дополнительное образование существует в тесной взаимосвязи и на равных правах с учебно-воспитательным процессом. Успешность работы обусловлена сотрудничеством педагогов дополнительного образования с классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом, психологом. В дополнительном образовании нашей школы сама специфика деятельности детей требует организации образовательного процесса с позиции развивающего обучения. Здесь образовательный процесс имеет менее формализованный характер по сравнению с базовым образованием, поэтому он ближе к природным основам развития ребенка. Если на основных уроках обучение инициируется со стороны учителя, то в системе дополнительного образования детей – прежде всего со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Программы дополнительного образования в школе компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового образования, обеспечивают детям доступ к тем культурным ценностям, которые, с одной стороны, не представлены в школьных программах, а с другой стороны, дают возможность приобрести конкретный практический опыт.
В школе созданы необходимые условия для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей:
- внеклассная и кружковая деятельность осуществляется на бесплатной основе, что обеспечивает ее финансовую доступность;
- преподавательский состав дополнительного образования обладает высокой профессиональной компетентностью и имеет первую и высшую квалификационную категорию;
- содержание дополнительного образования определяется образовательными программами (модернизированными и авторскими);
- образовательные программы разработаны и адаптированы с учетом возрастных психофизических особенностей школьников.