Школьная служба примирения


Приказ

Положение

 

Наша школа постоянно занимается  инновационной деятельностью. В 2015 – 2016 учебном  году одним из направлений инновационной деятельности является  эксперимент по созданию  школьной службы медиации, которая называется «Школьная служба примирения».

Цель службы медиации — содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на осно­ве принципов восстановительного правосудия.

Задачами службы медиации являются:

  1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.
  2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

Деятельность службы медиации опирается на следующие принципы:

  1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников

в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в  конфликт, на участие в примирительной программе.

 

  1. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы прими­рения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
  2. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

В состав службы медиации будут входить школьники 8 — 10 — х классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.

Руководителем службы будет социальный педагог, т.к. он прошел курсы повышения квалификации по теме «Медиативные технологии в работе с семьей и детьми. Проектирование служб примирения в организациях».  На него  возлагаются обязанности по руководству службой медиации приказом директора школы.

Этапы создания «Школьной службы примирения».

  1. Внедрение в школу восстановительных практик и формирование восстановительной культуры. (Первое полугодие 2015-2016 учебного года)
  • Создание группы поддержки школьной службы примирения из педагогов и школьников.
  • Анализ доминирующих способов реагирования на конфликты в школе.
  • Работа с педагогическим коллективом школы, направленная на принятие ими восстановительного подхода к разрешению конфликтов, криминальных ситуаций и

напряженных взаимоотношений. (Выступление руководителя будущей службы на методическом объединении классных руководителей в  первой четвери; на педсовете во второй четверти)

  • Проведение восстановительных программ (В начале работы службы программы проводит обученный специалист, а именно, социальный педагог – руководитель будущей службы).
  • Информирование школьного сообщества о результатах работы службы примирения (с учетом соблюдения конфиденциальности происходящего на встрече).
  1. Организация службы примирения (Второе полугодие 2015-2016 учебного года)
  • Организация обучения сотрудников школы и школьников восстановительным практикам и повышение квалификации в этой области (обучение проводят тренеры – практикующие медиаторы, возможно преподаватели ТГУ, приглашенные в район Управлением образования, опеки и попечительства).
  • Отбор школьников в службу примирения.
  • Разработка и принятие положения о службе.
  • Определение категории дел, с которыми работает служба.
  • Определение и согласование с администрацией организационной схемы направления дел в службу примирения.
  • Определение времени и места проведения встреч, других организационных вопросов.
  • Создание команды школьников – медиаторов службы примирения.
  • Отслеживание передачи конфликтных и криминальных ситуаций в службу примирения, нахождение более эффективных способов обращения в службу примирения, фиксация статистических данных в мониторинге, ежегодно передаваемом в ассоциацию медиаторов.
  • Проведение занятий со школьниками-медиаторами (ведение клуба медиаторов).
  1. Организация работы службы примирения по конкретным ситуациям (с 2016-2017 учебного года)
  • Регистрация заявок, поступающих в службу.
  • По каждому случаю: принятие решения, брать ли случай в работу, какую программу проводить (медиацию, ≪круг сообщества≫ или ≪семейную конференцию≫), выбор медиаторов.
  • Проведение восстановительных программ по сложным случаям (криминальные ситуации, конфликты с участием педагогов и родителей).
  • Поддержка проведения медиации и ≪кругов сообщества≫ школьниками-медиаторами.
  • Работа с социальным окружением учащегося и родителями.
  • Описание работы со случаями.
  • Проведение супервизий медиаторов-школьников (анализ работы медиаторов на соответствие стандартам восстановительной медиации).
  • Проведение аналитической встречи со сторонами конфликтов (через 2–4 недели после медиации).
  1. Связь с внешними организациями (с 2017-2018учебного года)
  • Взаимодействие с КДНиЗП по правонарушениям несовершеннолетних (в том числе повторным).
  • Взаимодействие с региональной ассоциацией медиаторов.
  • Выступления на конференциях и в СМИ.
  1. Развитие службы примирения (В последующие годы)
  • Повышение собственной квалификации и других медиаторов.
  • Обеспечение подготовки детей-медиаторов на место учащихся, окончивших школу.
  • Внедрение элементов восстановительной культуры и восстановительных практик в методические советы, родительские собрания, педагогические советы, классные часы и пр.
  • Обсуждение потенциально конфликтных ситуаций (приход новичков в класс и пр.) и работа по снижению риска конфликтов.

 

Первый этап создания службы пройден. Сейчас школа находится на втором этапе.

Еще один учитель, а именно, Григорьева О.В. прошел курсы повышения квалификации по теме «Медиативные технологии в работе с семьей и детьми. Проектирование служб примирения в организациях».   Уже проведено три примирительных программы, две из которых «Ученик – ученик» и одна «Учитель – ученик».

Новая технология интересная, продуктивная. После проведения программ примирения не было обращений по поводу невыполнения  сторонами конфликтных ситуаций условий примирительного договора.