Школьная служба примирения


Приказ

Положение

 

 

Наша школа постоянно занимается  инновационной деятельностью. В 2015 – 2016 учебном  году одним из направлений инновационной деятельности является  эксперимент по созданию  школьной службы медиации, которая называется «Школьная служба примирения».

Цель службы медиации — содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на осно­ве принципов восстановительного правосудия.

Задачами службы медиации являются:

  1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.
  2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

Деятельность службы медиации опирается на следующие принципы:

  1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в  конфликт, на участие в примирительной программе.
  1. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы прими­рения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
  2. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

В состав службы медиации будут входить школьники 8 — 10 — х классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.

Руководителем службы будет социальный педагог, т.к. он прошел курсы повышения квалификации по теме «Медиативные технологии в работе с семьей и детьми. Проектирование служб примирения в организациях».  На него  возлагаются обязанности по руководству службой медиации приказом директора школы.

Этапы создания «Школьной службы примирения».

  1. Внедрение в школу восстановительных практик и формирование восстановительной культуры. (Первое полугодие 2015-2016 учебного года)
  • Создание группы поддержки школьной службы примирения из педагогов и школьников.
  • Анализ доминирующих способов реагирования на конфликты в школе.
  • Работа с педагогическим коллективом школы, направленная на принятие ими восстановительного подхода к разрешению конфликтов, криминальных ситуаций и

напряженных взаимоотношений. (Выступление руководителя будущей службы на методическом объединении классных руководителей в  первой четвери; на педсовете во второй четверти)

  • Проведение восстановительных программ (В начале работы службы программы проводит обученный специалист, а именно, социальный педагог – руководитель будущей службы).
  • Информирование школьного сообщества о результатах работы службы примирения (с учетом соблюдения конфиденциальности происходящего на встрече).
  1. Организация службы примирения (Второе полугодие 2015-2016 учебного года)
  • Организация обучения сотрудников школы и школьников восстановительным практикам и повышение квалификации в этой области (обучение проводят тренеры – практикующие медиаторы, возможно преподаватели ТГУ, приглашенные в район Управлением образования, опеки и попечительства).
  • Отбор школьников в службу примирения.
  • Разработка и принятие положения о службе.
  • Определение категории дел, с которыми работает служба.
  • Определение и согласование с администрацией организационной схемы направления дел в службу примирения.
  • Определение времени и места проведения встреч, других организационных вопросов.
  • Создание команды школьников – медиаторов службы примирения.
  • Отслеживание передачи конфликтных и криминальных ситуаций в службу примирения, нахождение более эффективных способов обращения в службу примирения, фиксация статистических данных в мониторинге, ежегодно передаваемом в ассоциацию медиаторов.
  • Проведение занятий со школьниками-медиаторами (ведение клуба медиаторов).
  1. Организация работы службы примирения по конкретным ситуациям (с 2016-2017 учебного года)
  • Регистрация заявок, поступающих в службу.
  • По каждому случаю: принятие решения, брать ли случай в работу, какую программу проводить (медиацию, ≪круг сообщества≫ или ≪семейную конференцию≫), выбор медиаторов.
  • Проведение восстановительных программ по сложным случаям (криминальные ситуации, конфликты с участием педагогов и родителей).
  • Поддержка проведения медиации и ≪кругов сообщества≫ школьниками-медиаторами.
  • Работа с социальным окружением учащегося и родителями.
  • Описание работы со случаями.
  • Проведение супервизий медиаторов-школьников (анализ работы медиаторов на соответствие стандартам восстановительной медиации).
  • Проведение аналитической встречи со сторонами конфликтов (через 2–4 недели после медиации).
  1. Связь с внешними организациями (с 2017-2018учебного года)
  • Взаимодействие с КДНиЗП по правонарушениям несовершеннолетних (в том числе повторным).
  • Взаимодействие с региональной ассоциацией медиаторов.
  • Выступления на конференциях и в СМИ.
  1. Развитие службы примирения (В последующие годы)
  • Повышение собственной квалификации и других медиаторов.
  • Обеспечение подготовки детей-медиаторов на место учащихся, окончивших школу.
  • Внедрение элементов восстановительной культуры и восстановительных практик в методические советы, родительские собрания, педагогические советы, классные часы и пр.
  • Обсуждение потенциально конфликтных ситуаций (приход новичков в класс и пр.) и работа по снижению риска конфликтов.

 

Первый этап создания службы пройден. Сейчас школа находится на втором этапе.

Еще один учитель, а именно, Григорьева О.В. прошел курсы повышения квалификации по теме «Медиативные технологии в работе с семьей и детьми. Проектирование служб примирения в организациях».   Уже проведено три примирительных программы, две из которых «Ученик – ученик» и одна «Учитель – ученик».

Новая технология интересная, продуктивная. После проведения программ примирения не было обращений по поводу невыполнения  сторонами конфликтных ситуаций условий примирительного договора.

В 2016 — 2017 учебном году в школе продолжила работать ШСП (школьная служба примирения). В службе работали два педагога, прошедшие специальную подготовку (социальный педагог и учитель географии Григорьева О.В.). В течение учебного года были проведены две примирительные программы между учениками.  Все программы закончились примирительным договором. Также  была опробована новая форма работы Службы примирения – Круги сообщества. Это работа с большим коллективом уч-ся. В данном случае по просьбе классного руководителя Хрусталевой И.В. с ребятами 5Г класса были проведены три встречи в Круге сообщества с целью улучшения психологического климата в классе между ребятами. По мнению ее и других педагогов, работающих в классе, ситуация в классе стала заметно лучше: ребята стали меньше оскорблять друг друга, улучшилась дисциплина на уроках и переменах.

В 2017 – 2018 учебном году Школьная служба примирения продолжает свою деятельность. За прошедший учебный год  еще трое педагогов нашей школы проучились на курсах повышения квалификации по данной тематике. Теперь они могут оказывать помощь по разрешению конфликтных ситуаций детям, родителям и педагогам в рамках школьной службы.