ОВЗ



Об
учение детей с  ограниченными возможностями здоровья

Doc1В основе работы с детьми ОВЗ лежит социальная адаптация, концепция равных возможностей для всех учащихся. Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:

  • учреждение реализует программы начального общего и основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);
  • индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально.

Условия поступления. В школу на ступени начального общего, основного общего образования принимаются все подлежащие обучению граждане, проживающие на данной территории и имеющие право на получение образования соответствующего уровня при наличии свободных мест. Прием и перевод детей с ограниченными возможностями здоровья в классы осуществляется на основании рекомендаций ПМПК. В образовательном учреждении работает педагог-психолог, учитель – логопед. Занятия проводятся по утверждаемому администрацией школы расписанию. В образовательном учреждении оборудован кабинеты психолога и логопеда.

Все учителя используют принцип индивидуального подхода в обучении. Принцип индивидуального подхода в системе обучения превалирует над другими принципами. В этом направлении педагогический коллектив школы работает над следующими задачами:

  • адаптация детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе (а в дальнейшем – в обществе);
  • развитие межличностных отношений в школьном коллективе на основе толерантности, терпимости к окружающим, умение искать и находить компромиссы;
  • создание устойчивой и развивающейся системы обратной связи между учителем и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Из поставленных задач вытекает еще один принцип – принцип развивающего обучения, где связь и взаимосвязь психического развития и обучения наиболее актуальна. В качестве непосредственной основы развития школьников – детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта развития: к моменту появления в школе (в другой для него среде) у такого ребенка нет ни потребности в самоизменении, ни способности к нему.

Задачами развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • развитие способности самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач и проблем, для чего необходимо начинать обучение не с усвоения правил и формул;
  • обучение умению овладевать общими правилами и принципами решения задач определенного коллектива (класса);ммм
  • овладение способами решения этих задач; развитие потребности в творческом поиске.

Принцип осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития в данной ситуации (в работе с детьми с ОВЗ) предъявляет к результатам обучения более высокие требования. Этот принцип предполагает, что обучение обеспечит осмысленность приобретенных знаний. И ориентирует обучение детей с ОВЗ на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а также способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем. Здесь задачи педагогического коллектива чисто практические:

  • привлечение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья во внеклассную и внешкольную деятельность;
  • участие в системе дополнительного образования.

Принцип наглядности необходим в привлечении таких детей именно в посещении школы. Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья видят своих сверстников в коллективе, приходят самостоятельно к пониманию того, что если другие могут учиться, общаться, значит, смогут и они.

Но во всех вышеизложенных случаях школа поддерживает тесную, практически ежедневную связь с родителями данных учащихся. В системе дополнительного образования дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей.

Рекомендации родителям

 

Garmonichnoe-vospitainie-rebenka-inlyuziv-300x240Нормативные документы

Приказ Минобрнауки РФ  от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»        

Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями     »       здоровья

План-график внедрения ФГОС ОВЗ

 Приказы

  Приказ № 235 от 01.09.2016г  «О создании школьного психолого-медико-педагогического консилиума»

Локальные акты

Положение о порядке предоставления общего образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья

Положение об индивидуальной образовательной программе обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

Положение об организации индивидуального обучения на дому обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей инвалидов

Положение о классах, реализующих модель инклюзивного образования

Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации для детей с умственной отсталостью

Положение о системе оценок, форме, порядке промежуточной аттестации обучающихся

Положение о  Порядке   создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума

Должностные инструкции

Должностная инструкция учителей начальных классов, работающих по ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья

Должностная инструкция заместителя директора (учебно-воспитательная работа для детей с ОВЗ)

Логопедическая помощь обучающимся

Программы индивидуальной коррекционной работы

«Логопедическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи»

«Логопедическое сопровождение детей с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности»

«Логопедическое сопровождение детей с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности»

«Системное нарушение речи умеренной степени, сочетающееся с дизартрическими расстройствами»

Психологическая помощь обучающимся

 План работы педагога-психолога Кононыкиной В.В

План работы социального педагога Гофман Л.Н. 

Рабочая программа социального педагога Гофман Л.Н.

Программа оздоровительной профильной летней смены

Адаптированные рабочие программы 

«Развитие познавательных процессови психомоторики у детей с ОВЗ» 5-6 класс

«Развитие познавательных процессов и психомоторики у детей с ОВЗ» 7-8 класс

 Основы социализации личности 8 класс

Календарно-тематическое планирование  индивидуальных коррекционных занятий

  5-6 Д класс

 7-8 Д класс

Условия и специальные средства обучения

    DSC03680  DSC03681  DSC03689 DSC03679  DSC03674  DSC03675  DSC03678  DSC03671 DSC03670